«Я хочу, чтобы бизнес в нашей стране процветал»: проект о том, как управлять финансами в малом и микробизнесе
Айгуль Хайруллина
Айгуль Хайруллина
Инстаграм - @face2finance
Ниша: бизнес-планирование и управленческий учет для малого и микробизнеса
Пройденная программа: бизнес-курс «Я-бренд»
Город: Уфа
Красный диплом факультета информатики и робототехники. Всего два человека с такими успехами на всем потоке. И выбор - либо уезжать за границу и реализовываться там, либо оставаться в России, но о специальности забыть. На дворе 90-е, применять свои знания особо негде.
Прочитайте историю о том, как переложить семнадцатилетний опыт работы с финансами в крупных холдингах в обучающую программу для малого и микробизнеса и мощно стартовать с помощью стратегии, выстроенной на ценностях и миссии проекта

Айгуль Хайруллина выбрала семью и осталась в Уфе.


Довольно быстро нашла работу в крупной компании, которая занималась продажей товаров для дома. Айгуль пригласили на позицию, связанную с финансами и управленческим учетом.


"Я поняла, что мне это очень нравится, и сразу же пошла на второе высшее в области финансового менеджмента. Оно реализовывалось в рамках программы подготовки управленческих кадров при президенте России".


Снова красный диплом - и возможность пройти стажировку и обучение за рубежом.


Огромный конкурс в три этапа. Анкета, интервью по телефону и очное собеседование. Представители европейских университетов приехали в Уфу, чтобы встретиться с претендентами - и после беседы с Айгуль за 15 минут ей нашли принимающую компанию в Великобритании. Уже через месяц началось обучение в Манчестерской бизнес-школе и стажировка в компании, где нужно было решать конкретные стратегические задачи.
"Я реально помогла с сокращением затрат компании, в которой стажировалась. Владелец прислушался к моему мнению, к моим аналитическим отчетам и был очень благодарен. Параллельно мы изучали экономику, финансовый менеджмент и маркетинг, общались с местными предпринимателями и бизнес-сообществом. Это была невероятная тренировка языка, опыт адаптации, принятия новых правил игры, избавление от стереотипов".
После возвращения в Уфу Айгуль получила массу предложений по работе. Выбрала рост в своей же компании - возглавила финансовый отдел и начала решать глобальные задачи. Открывалось множество новых магазинов и филиалов по стране, нужно было привлекать финансирование.


А потом выпускникам президентской программы предложили стажироваться в США. Снова конкурс и снова победа - Айгуль улетела в Кливленд и начала работу в консалтинговой компании.


"Хозяйка этой компании была из тех людей, кто сделал себя сам. Они приехали с супругом из Индии и стали настоящими лидерами местного бизнес-сообщества. Я посещала вместе с ней все мероприятия, изучала традиции ведения бизнеса, каким образом здесь реализуются бизнес-проекты. Меня потрясло, насколько в США малый и микробизнес в фаворе, как ему помогают".


По итогам стажировки американская компания была готова предложить Айгуль руководящий пост. Но по условиям программы ее участники в течение последующих двух лет не могли работать в США - с таким ограничением была выдана виза. Айгуль вернулась в Россию и продолжила строить карьеру здесь.


Финансовый менеджер, а затем казначей в крупной производственной компании. Активное кредитование, инвестиции, бюджетирование, управление денежными потоками. Огромный опыт работы с банками.


Через три года - приглашение на пост финансового директора в крупный производственный холдинг с десятком заводов и миллиардными оборотами. Череда серьезных собеседований с топами и хозяином холдинга, и Айгуль заняла этот пост.



Цель - создать финансовый департамент холдинга, сформировать единую учетную политику, внедрить систему бюджетирования и управленческого учета, консолидировать всю бухгалтерскую и управленческую отчетность.
"Мне пришлось работать с утра до бесконечности. Набирать команду, завоевывать авторитет. 34 года, выгляжу еще моложе, а тут директора заводов, у них в подчинении 5-6 тысяч человек, команды матерых бухгалтеров. И какая-то девчонка пытается навязывать западное видение и свои правила игры. Я училась общаться с людьми старше себя, отстаивать свою точку зрения, выстраивать коммуникации, менять мышление от бухгалтерского к финансовому".
Расписание Айгуль состояло из бюджетных комитетов, заседаний Советов директоров заводов холдинга, встреч с банкирами, страховщиками, аудиторами, лизинговыми и факторинговыми компаниями. Это была работа с самыми крупными российскими банками и привлечение средств для выполнения контрактов с РАО «РЖД» и ПАО «Роснефть»


Когда команда Айгуль успешно привлекла огромный облигационный займ, авторитет и доверие были окончательно завоеваны.

"В процессе работы я многому научилась: международные стандарты финансовой отчётности, фондовый рынок... Именно тогда я стала финалистом национального конкурса молодых финансистов «Золотой кейс», проводимого при поддержке Минфина России. Я горжусь и вспоминаю с благодарностью это время!"

Холдингу было отдано пять лет. Поступали предложения занять и более высокие позиции, но желания продолжать работать в том же темпе уже не было.


Айгуль ушла в университет - заниматься федеральными целевыми программами. Привлекать финансирование и контролировать использование этих денег.


"Это был период общения с выдающимися учеными, академиками, я ездила на совещания в Министерство образования, Министерство обороны, общалась с директорами оборонных предприятий. Совершенно потрясающий опыт".


А потом пришла идея.


"Я всю жизнь проработала в крупном бизнесе, привыкла оперировать огромными суммами, когда миллионы воспринимаешь как рубли. В ста процентах крупных предприятий работают финансисты. Ни один проект не начнется без финансовой проверки, всегда ведется работа по управлению издержками, грамотному привлечению заемных средств. А малый и тем более микробизнес не могут себе этого позволить, хотя они больше всех нуждаются в таких специалистах. Малый и микробизнес в нашей стране - самая незащищенная отрасль, к ним наиболее агрессивна внешняя среда. Туда идут либо очень умные люди, либо энтузиасты. У меня возникла идея создать свой блог и помогать этим людям".


Айгуль выбрала Инстаграм как площадку для продвижения и решила сразу делать все грамотно.


С помощью "Я-Бренда".

Как оживают идеи

Итак, у нас была идея. Больше пока ничего не было.


Кирпич за кирпичом мы начали возводить будущий проект.

  • Позиционирование.
  • Целевая аудитория.
  • Ниша и отстройка от конкурентов.
  • Продукт и его ценность.


Когда концепция проекта сложилась, перешли к его упаковке и продвижению.

  • Контент.
  • Инфопоток.
  • Точки касания и коммуникации.
  • Нетворкинг и коллаборации.


Поставили цели, просчитали сроки, сформулировали задачи. Собрали все полученные данные в единый план - четкую стратегию старта, роста и дальнейшего масштабирования.


"Программа далась мне непросто, там очень серьезные задания, много работы, много вопросов самому себе Но была колоссальная поддержка, поэтому я успешно завершила программу и осталась довольна своим обучением".


А затем написанная на бумаге стратегия начала становиться реальностью.

Мощный старт

За 10 дней до окончания обучения Айгуль завела аккаунт в Инстаграме.


Через 2 месяца был запущен тестовый поток ее курса "От бизнес-идеи к бизнес-плану".


"Винить в неудаче бизнеса можно плохую экономическую ситуацию, происки конкурентов, неграмотную стратегию продвижения, отсутствие стартового капитала - все, что угодно. И действительно предусмотреть все угрозы своему проекту невозможно. Но трезво и беспристрастно оценить свою идею, тщательно подготовиться к ее реализации и минимизировать риски - must have для каждого предпринимателя.


Я искренне не понимаю, как можно вкладывать в бизнес свои деньги, деньги своей семьи и своих детей, не имея хотя бы минимальной оценки его эффективности и малейшего плана по его развитию!"


Это программа вобрала в себя семнадцатилетний опыт Айгуль в области финансового менеджмента. Преимущество и особенность курса в том, что в программу включены отдельный блок по разработке бизнес-модели проекта и полезная аналитика на базе управленческого учета, что нетипично для стандартных методик бизнес-планирования.



"Несмотря на то, что о бизнес-плане все слышали, 90 процентов людей не понимают, как именно его строить. А самое главное - как его потом использовать. Моя задача научить не только делать бизнес-план, но и работать с ним в дальнейшем САМОСТОЯТЕЛЬНО, без привлечения дорогостоящих финансовых специалистов, чтобы просчитывать последствия управленческих решений, избегать кассового разрыва, понимать, где деньги бизнеса, а где твои, знать сколько прибыли ты заработал и какова точка безубыточности в твоем проекте".


Цена участия даже для тестового потока не была низкой, однако группа набралась полностью. В аккаунте Айгуль на тот момент не было и тысячи подписчиков, а запуск курса при этом принес доход в виде шестизначной суммы.


Была собрана очень чистая целевая аудитория - та, чей портрет и был написан во время обучения. Инстаграм Айгуль завоевал место среди других блогов о бизнесе. Поступило приглашение вести вебинары на курсе у известного блогера. Еще один топовый блогер предложил Айгуль записать урок для базы знаний в его бизнес-тренинге.


Запланирован запуск еще одного курса, консультаций и консалтинговых проектов. И - отдельный продукт для выпускников "Я-Бренда".
"Я-Бренд" дал мне стратегию, видение со стороны, понимание, как продвигать себя в Инстаграме, как встраивать стратегию в общение с подписчиками. Идея превратилась в проект, который помогает мне осуществлять мою миссию - помогать малому и микробизнесу. Я хочу, чтобы бизнес в нашей стране процветал. Это всем нам пойдет на благо".
Смотреть другие кейсы
Подробнее о программе "Я-Бренд"
ИП Былинина Маргарита Андреевна,
ИНН 771895574566, ОГРНИП 317774600488261


© Онлайн Академия Маркетинга Маргариты Былининой. Все права защищены.
По всем вопросам обращайтесь по мейлу yabrandclub@gmail.com